КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ:
zefaa@mail.ru

8 904 94 32724

вторник, 25 марта 2014 22:16:15

ПРОЕКТ "АРХИВАТ Z" включает в себя мои и сторонние творческие и научные работы, статьи, видео-презентации, репортажи.
Указанный материал не претендует на исключительную профессиональность. Но я и моя команда стремимся к этому.
Мы находимся в постоянном развитии.
У нас очень много интересного и познавательного материала, которое может быть полезно для получения дополнительного образования.

Если Вы хотите разместить творческие, исследовательские и научные работы, а также литературные произведения собственного авторства - напишите нам на форуме в соответствующем разделе: Проект Поколение/Заявка на размещение работ.
Рецензированию данные работы не подлежат. Работы размещаются с указанием авторства. Анонимы не приветствуются.

Администратор оставляет за собой право отказать в размещение работ без обоснований причин отказа. 

 

ГЛАВНАЯ

СТАТЬИ

ГАЛЕРЕЯ ВИДЕО

ГАЛЕРЕЯ ФОТО

КАРТА ДОСОК

АВТОР и К

МАГАЗИН

 

ТВОРЧЕСКИЕ/НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

 
 

Творческая работа
ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА НА УРАЛЕ


Автор: Таланова А.М. (ДАТА: 20.10.2012)


Содержание
Введение
1. История казачества на Урале
Заключение
Список литературы

Введение
«Казачий вопрос» вызывает повышенный интерес сегодня. Многие годы длился процесс замалчивания и грубого искажения истории казачества, вытравливания из памяти и сознания людей самого слова «казак».
На примере развития казачества можно проследить, как становилось их общество, постепенно перерастая из простых воровских ватаг в казачье братство, а в последствии в самое независимое общество Российского государства. При изучении литературы и источников касающихся вопросов этой темы, легко просматривается, что только свободолюбивые, смелые и гордые люди смогли сами построить лёгкое подобие демократического общества. Казачество - особое военное сословие в царской России - имеет многовековую историю. История России собственно связана с так называемым вольным казачеством. Они смогли привнести многое в развитие и укрепление могущества государства Российского. Первыми людьми отважились ходить на татарские улусы (области) казаки. Казачество не только обороняло рубежи России, но и расширяло территории Московского государства. Казачий атаман Ермак Тимофеевич, преодолев с отрядом казаков Уральские горы, положил начало освоению Сибири. В 1648 году казачий атаман Семён Дежнев на нескольких стругах обогнул Чукотский полуостров. Его именем назван мыс - самая восточная точка России. Всех заслуг казачества перед Россией не возможно перечесть.
После подчинения Петром Великим казачьих Войск изменяется уклад их жизни. Казаки становятся авангардом Российской армии. Уже не имея той вольности и свободы, но даже при тех привилегиях, которые всё же сохранились у казаков они были верны России и тому кто давал им эту свободу. (во время Октябрьской Революции основная часть казаков встала на сторону Императора).
Цель данной контрольной работы – рассмотреть историю казачества на Урале.

1. История казачества на Урале
Казачество составляет одно из оригинальных и крупных явлений исторической жизни двух главных племен русского народа: велико- и малороссов. Возникшие в XVI века на всем юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины долго имели серьезное значение в общем ходе истории народа, являясь защитниками и колонизаторами границ и оказывая давление на внутренний строй и судьбу государств.
Слово казак или козак – тюркского происхождения и означает – свободный человек, бродяга. В начале XX века в нашем Отечестве существовало целых 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское Сибирское, Оренбургское и Уральское [3, c.46].
Каждое отдельное войско формировалось на занимаемых казаками землях, под началом своего атамана. А все казачье население России в 1916 году насчитывало свыше 4,4 миллиона человек и владело почти 53 миллионами десятин земли.
Формирование вольного казачества на Урале историки связывают с разгромом правительственными войсками в 1577 году «воровских» волжских казаков стольника Мурашкина. Одна часть разбитых казаков с атаманом Ермаком, по версии некоторых исследователей, отправилась к нам на Каму в вотчины Строгановых, и именно они впоследствии разгромили Сибирское ханство, положили начало присоединению Сибири к России и даже формированию всего Сибирского казачества [2, c.38].
Именно за это, опять же по легенде, сам царь Иван Грозный, простил им «воровские» грехи их бурной молодости, а Ермаку Тимофеевичу подарил две брони (кольчуги), серебряный кубок и шубу с царского плеча.
Другая часть разгромленных «воровских» казаков отправилась на р. Яик (ныне р. Урал) и во главе с атаманом Нечаем разорила столицу татарских ханов Сарайчик и основала в 40 верстах от нынешнего Уральска укрепленный Яицкий городок, который и стал центром вольного Яицкого казачества.
К 1591 году относится первая известная государственная служба яицких казаков на Кавказе, вот этот год и считается официальным началом Яицкого (Уральского) войска. А в начале XVII века яицкие казаки уже признавали себя служилыми людьми Русского государства, сохраняя при этом значительную автономию [1, c.98].
В XVI - XVII вв. вольное казачество пользовалось автономией в области управления, суда, внешних связей, а важнейшие вопросы обсуждал казачий сход, или круг, то есть казачья община. Круг, как законодательная власть общины, всем казакам давал равное право голоса. В общих делах казак принимал участие с 16 лет, а право голоса приобретал с 21 года.
Исполнительной властью у казаков обладал сход, а во время между кругами правили атаман и правление.
На круг должны были собраться не менее 2/3 всего списочного состава общества и могли даже присутствовать казачата с 10-летнего возраста, но обязательно с отцом или старшим братом, дядей или родственником. Женщины же допускались только по специальным приглашениям, но правом голоса они не наделялись.
Тем не менее, муж, брат, отец всегда представляли на кругу интересы женщины-казачки, а если женщина была одинокой или вдова, то она пользовалась личной защитой атамана, членов атаманского правления и совета стариков.
«Заседание» круга всегда вел дежурный есаулец, который назначался собравшимися. Он имел право для наведения порядка пускать вход нагайку и вместе с приставами выдворять буянов за дверь.
Власть атамана была ограничена советом стариков (они первыми приглашались на скамью и рядом с ними впоследствии имели право сидеть только Георгиевские кавалеры), а также и священником. То есть без одобрения совета стариков и священника ни одно основополагающее решение не могло быть принято и исполнено. Но правом голоса священник не обладал, то есть в хозяйственные и прочие дела не вмешивался.
Работа круга начиналась после доклада есаульца о числе участников и обязательно после выноса знамени и совершения молитвы [4, c.41].
Царское правительство долгие годы само активно привлекало вольное казачество для охраны государственных границ. Яицкие (Уральские) казаки охраняли довольно успешно юго-восточные границы, за что уже в конце XVII столетия правительство начало им регулярно посылать жалованье «за службу».
Петр I в свое время предпринял попытку превратить вольное казачество в иррегулярное войско, которое отличалось от регулярного особым комплектованием и прохождением службы. А 1721 году, яицкие казаки были подчинены Военной коллегии, была проведена перепись казачьего населения. Кроме этого, в 1723-м император Петр I впервые официально (царской грамотой) назначил войскового атамана, который до этого ежегодно избирался войском без утверждения правительством [3, c.47].
Впоследствии казаки в России принадлежали даже к особому сословию и по «статусу» часто были на положении «войскового обывателя», «поселенного воина», особого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении. Надо отметить, что были и пешие казаки.
Казак числился малолетним от 17 до 20 лет, потом служилым – до 50 или 55-ти лет, а затем еще 5 лет домоседным и в конце-концов отставным.
В 1743 году на берегу реки Яик (Урал) была заложена крепость Магнитная. С той поры началось освоение местности. Первопоселенцами Магнитной стали солдаты и драгуны. В 1805 году сюда прибыли исетские казаки, поселенные в форштадте – вблизи крепости. Спустя почти столетие крепость получила другой статус – в 1838 году она переименована в станицу оренбургского казачьего войск.
Станица Магнитная довольно быстро разрасталась, расширялась ее территория, увеличились число поселков, росло население. В Магнитной располагались два правления – станичное и поселковое. В начале ХХ века население Магнитной и входивших в нее населенных пунктов превышало 20 тысяч человек. Станица широко раскинулась вдоль правого берега Урала. Она считалась одним из крупных, богатых и густозаселенных казачьих поселений оренбургского казачьего войска [2, c.39].
Оренбургское казачье войско возникло примерно в 1748 году. Основу Оренбургского казачьего войска составляли первопоселенцы края - солдаты, казаки, беглые люди.
Оренбургское казачье войско занимало важное место в общественно- политической и экономической жизни Южного Урала. Оно владело 44 процентами всей территории Оренбургской губернии. В 1917 году здесь проживало более 533 тысяч лиц казачьего сословия.
Важнейшими сферами хозяйственной деятельности оренбургского казачества являлись земледелие и скотоводство. На них держалось благополучие казачьих семей. Многое зависело от трудолюбия взрослых членов семьи, а также от климатических и почвенных условий.
С годами Оренбургское казачье войско расширялось, вбирало в себя представителей различных народностей и сословий, всех тех, кто по воле рока в разное время оказался на Южном Урале. Постепенно Оренбургское казачье войско становилось многонациональным образованием. На рубеже XIX - XX веков в оренбургском казачестве рядом с русскими служили украинцы (малороссы), башкиры, татары, калмыки, мещеряки тептяри, черемисы, киргизы, мордва, чуваши, поляки [2, c.40].
Царское правительство постоянно пыталось урезать автономию казаков (особенно, когда на границах стабилизировалась ситуация), что выдавало у казаков открытый протест.
Крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством донского казака Емельяна Пугачева потрясла всю державу и более всего Урал.
В движении низов только активных повстанцев участвовало до 100 тысяч человек, хотя, в самом начале – 17 сентября 1773 года, когда восстали яицкие (уральские) казаки, было всего 800 человек.
«Слепой и беспощадный бунт» докатился и до Пермского Прикамья.
На Верхнюю Каму войско Емельяна Пугачева не пошло. Владельцы верхнекамских земель и соляных промыслов (большинство принадлежало тогда Строгановым) были не на шутку напуганы, о чем говорит ряд документов.
Само правительство поручило секунд-майору А.А. Маслову организовать защиту соляных промыслов от пугачевцев. 11 февраля 1774 года он подписал документ об обороне Верхней Камы. Речь в нем шла о дополнительной мобилизации населения «с огнестрельным оружием, с луками, копьями и рогатинами, как из сел Дедюхинского, Нового Усолья, Ленвы, Веретьи, Орла и Зырянки…»
Для прикрытия от войск пугачевцев села Новое Усолье и Соликамска были направлены значительные силы, «кроме обремененных старостию и малолетних».
Интересно, что этот документ, «разработанный» А.А. Мосоловым, подписали «важные лица» - уполномоченные Г.Н. Строганова, М.М. Голицына, В.А. Всеволожского, М.А. Строгановой, Б.Г. Шаховского, А.Н. Строганова и братьев Лазаревых.
Но, как известно, в 1774 году Е.И. Пугачев был арестован в заволжских степях заговорщиками, которые и выдали его властям. А 10 января 1775 года в Москве на Болотной площади по приговору Сената он был казнен четвертованием [1, c.194].
За участие в Крестьянской войне императрица Екатерина II не только лишила яицких казаков элементов самостоятельности (управление было передано наказному атаману и войсковой канцелярии), но и приказала переименовать р.Яик в р.Урал. И Яицкое казачье войско впредь тоже было велено именовать Уральским. Яицкий городок был переименован в Уральск, отменен и войсковой круг и само народное правление уральских казаков. После 1775 года атаманы уже окончательно назначались царским правительством [4, c.42].
15 января 1775 года Яицкое войско переименовано в Уральское.
В эпоху Екатерины II, с 1782 года, Уральское казачье войско управлялось то Астраханским, то Оренбургским генерал-губернатором. За казаками царское правительство стало следить особенно зорко.
Тем не менее, казачество Урала принимало самое активное участие в войне 1812 года и в заграничных походах русской армии. Прославилось оно и в 1813 году в знаменитом Лейпцигском сражении. Понятие «Родина» не было для них пустым звуком [1, c.198].
Казачество, как особое военное сословие, с самого своего образования обязано было военной службой, так как государство вообще за обязанность нести военную службу наделяло целые категории лиц землёю, то за казачьими войсками также были закреплены земли в обширных размерах. За войсками донским и уральским, были закреплены те земли, которые были заняты ими самими; прочие же казачьи войска получали земли по распоряжению правительства, при своём образовании.
В 1796 году за участие в бунте пяти станиц Донского войска 141 семейство оказалось выселенным на земли оренбургского казачества. В числе переселенцев было 30 разжалованных донских атаманов, есаулов, сотников и хорунжих. Все они распределились в 15 линейных крепостях – от Верхнеуральской до Звериноголовской.
Среди переселенцев числилось 777 семей калмыков. Они расселялись в Троицком, Верхнеуральском и других уездах оренбургской губернии. Учитывая необходимость приобщения калмыков к оседлой жизни и начавшийся процесс их обрусения, еще до переселения в Оренбургское казачье войско им дозволялось селиться вперемежку с русским населением, но запрещалось основывать чисто национальные поселения.
К началу 1883 года, то есть через 40 лет, их численность уменьшилась наполовину. Количество нагайбаков, которым разрешалось селиться особняком, наоборот, увеличилось за это время более чем в 4 раза. Потомки калмыков, проживающие сегодня в Нагайбакском районе, считают себя нагайбаками, говорят на их языке [1, c.225].
В XIX веке казаки представляют одно из состояний Российской Империи, обладающими особыми правами и преимуществами.
26 декабря 1803 года издано Первое положение об Уральском казачьем войске [5, c. 82].
После окончания Отечественной войны в 1812 года в ряды войск казачества вступили бывшие солдаты французской армии, отказавшиеся возвращаться во Францию. Пленные французы быстро акклиматизировались, занимаясь вместе с оренбургскими казаками сельским хозяйством [2, c.41].
Вопреки пестрому этническому составу Оренбургское казачье войско за многолетнюю историю его существования здесь не обнаружено ни одного случая конфликтов на межнациональной почве.
Мудрость казаков проявлялась в том, что они умели ценить в себе подобных человеческие качества, не допускать давления людей по национальному признаку, а также и по религиозному. Все народы вместе служили, сражались на поле брани, выручали друг друга везде и во всем.
В годы гражданской войны и после ее окончания на долю Магнитной выпали большие и трудные испытания. Началось дробление основных административно – территориальных образований России, какими били до революции губернии. Распалась Оренбургская губерния. На северо-востоке образовалась Челябинская губерния [3, c.48].
В 1868 году было принято новое «Временное положение», по которому казачье войско в гражданских делах подчинялось общим местным органам, а в военных – генерал-губернатору вновь образованной Уральской области, который одновременно являлся и наказным атаманом. Прежнее деление на дистанции было заменено делением на станицы.
Не все казаки подчинились этому нововведению, за что несколько тысяч из них были выселены в Среднюю Азию в район Аральского моря [4, c.43].
И все-таки уральские казаки, как истинные патриоты, участвовали во всех крупных войнах, которая вела Россия в XIX - начале XX вв., показывая примеры храбрости и героизма. Огромную роль сыграли казаки и в присоединении Казахстана и Средней Азии к России.
Казаки Уральского войска в начале XX века имели территорию в 76 млн га, а население в 1916 году составляло примерно 290 тысяч человек, в том числе 166,4 тысячи – казачьего сословия. В основном это были русские, 42 процента – старообрядцы, 2 процента – татары и калмыки [1, c.463].
В Первую мировую войну войско составило около 13 тысяч человек: 10 конных полков, 4 батареи, 8 сотен.
Октябрьский переворот 1917 года нарушил нормальные отношения с русской властью. От новых правителей России казаки не ожидали ничего положительного, их безбожные лозунги возмущали уральцев и хотя часть фронтовиков прислушивалась к их посулам, но большинство готово было выступить в обороне своего края от новых захватчиков. Первый отряд красногвардейцев, появившийся в станице Илецкой, был ими уничтожен весною 1918 г. В дальнейшем им пришлось вести борьбу далеко от всех возможных союзников, без устойчивого тыла, без обеспеченного снабжения, без медикаментов, в полном одиночестве. Неся потери от оружия врагов и сыпного тифа, они 11 января 1919 г. были принуждены оставить город Уральск, но оружия не сложили. Когда же красные, преодолев сопротивление Колчаковского фронта, обрушились на них со свежими силами, их сопротивление было сломлено окончательно. В конце 1919 г. остатки Уральской армии и беженцы, всего 15 тыс. душ, во главе с атаманом Толстовым вышли в поход на юг вдоль восточного берега Каспийского моря. Им предстояло пройти 1200 километров пути по безлюдной пустыне во время зимних буранов, пронизывающих ветров и суровых морозов. Шли к форту Александровску и к персидской границе, надеясь там укрыться от красных преследователей. Топлива не было, питались сырым конским мясом, на ночлегах скрывались в снежных ямах. Заснув вечером, многие утром не просыпались. Каждая такая остановка становилась большим кладбищем, а весь поход обращался в «марш смерти», когда выбившиеся из сил люди убивали свои семьи и себя, не желая попасть в зубы волков или в руки жестоких красноармейцев [6, c. 16].
В 1919 году «белые» казаки, которых в Оренбуржье возглавлял атаман А.И. Дутов, были вынуждены отступить в Семиречье (юго-восточная часть Казахстана), а затем в Китай.
Белоказаки-уральцы, под командой атамана В.С. Толстова ушли в Иран, часть из них потом вернулась в Россию, а другая часть вместе с атаманом подалась в Австралию, где и поныне проживают потомки уральских казаков.
Атаман В.С. Толстов, генерал-лейтенант (1919 г.) из семьи казацкого офицера, в годы Гражданской войны со своей белоказачьей уральской армией с марта по июль 1919 года были в подчинении А.В. Колчака, а затем А.И. Деникина. Умер же он в 1956 году в Австралии (Сидней), занимаясь предпринимательством [2, c.42].
Атаману А.И. Дутову повезло меньше. Этот русский политический и военный деятель из дворян, окончивший Академию Генштаба (1908 г.), генерал-лейтенант (1918 г.), как и В.С. Толстов участник Первой мировой войны, руководитель белоказачьего движения на Урале, оказывал самую активную поддержку А.В. Колчаку, за что в апреле 1919 года Верховный Правитель Росси назначил его походным атаманом всех казачьих войск России. В 1920 году А.И. Дутов был вынуждены эмигрировать в Китай, где 7 марта 1921 года при неудавшейся операции чекистов по его похищению был смертельно ранен.
Но и «красным» казакам от новой власти ничего не было дано. С конца 1917 года советское правительство начало проводить активную политику «расказачивания» и унификации всех казачьих территорий в рамках РСФСР [2, c.44].

Заключение
История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и великой, и трагичной. Отважные пионеры российских окраин и бесстрашные воины, зачинатели бунтов и разбойники, рыцари православия и безбожники – все это о казаках. Ими восхищался Наполеон, и боялись немцы, о них складывались легенды и их ненавидели те, по ком прошлась добрая казачья нагайка. После Великой Русской Революции на краткий период казаки, казалось бы, были преданы забвению. Но уже в годы Великой Отечественной войны казачьи части ярко проявили себя, причем воевали и «против» и «за» фашистов. Однако вскоре казачество действительно почти на 30 лет было «забыто» в СССР. В годы советской власти, многовековые традиции казацкого сословия были несправедливо преданы забвению.
В конце 1980-х годов во многих городах Урала началось возрождение казачьих организаций, а ликвидированное в январе 1920 года Уральское казачье войско, основанное, как отмечалось выше еще во второй половине XVI века, было вновь воссоздано в 1990 году.


Список литературы
1. Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. - Магнитогорск, 2000. - 497 с.
2. Глущенко В.В. Казачество в структуре государственности и политической истории России. СПб., 1999. С. 38–44.
3. Иванов В.А., Чугунов С.М. История Казачества на Урале. Стерлитамак, 2001 С. 46-49
4. История казачества Азиатской России. Т. I. XVI – первая половина XIX века. Екатеринбург: Уро РАН, 1995. С. 41–43.
5. Казачество. Мысли современников о прошлом, настоящем и будущем казачества. Ростов н/Д., 1992. С.103.
6. Шилов В. Уральские казаки. // Уральский следопыт, № 9, 2004 год.

 

Собранный материал, творческие и научные работы, статьи, переводы, фото-, видео-изображения и торговые марки принадлежат их авторам и владельцам.
При копировании материалов обязательна ссылка на
http://архиват.рф
ZinchenkoE, 2012. Все права защищены.