КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ:
zefaa@mail.ru

8 904 94 32724

вторник, 25 марта 2014 22:16:42

ПРОЕКТ "АРХИВАТ Z" включает в себя мои и сторонние творческие и научные работы, статьи, видео-презентации, репортажи.
Указанный материал не претендует на исключительную профессиональность. Но я и моя команда стремимся к этому.
Мы находимся в постоянном развитии.
У нас очень много интересного и познавательного материала, которое может быть полезно для получения дополнительного образования.

Если Вы хотите разместить творческие, исследовательские и научные работы, а также литературные произведения собственного авторства - напишите нам на форуме в соответствующем разделе: Проект Поколение/Заявка на размещение работ.
Рецензированию данные работы не подлежат. Работы размещаются с указанием авторства. Анонимы не приветствуются.

Администратор оставляет за собой право отказать в размещение работ без обоснований причин отказа. 

 

ГЛАВНАЯ

СТАТЬИ

ГАЛЕРЕЯ ВИДЕО

ГАЛЕРЕЯ ФОТО

КАРТА ДОСОК

АВТОР и К

МАГАЗИН

 

ТВОРЧЕСКИЕ/НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

 
 

Курсовая работа
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДРЕВНИХ ГРЕКОВ


Автор: Таланова А.М. (ДАТА: 20.10.2012)

Содержание
Введение
1. Основные аспекты древнегреческой мифологии
2. Своеобразие греческой мифологии
Заключение
Список литературы

Введение

Трудно найти такую сторону духовной деятельности современного человека, в которой не ощущалось бы влияния греческой культуры. Одной из замечательных сторон античной культуры была мифология. Изобразительное искусство, литература и даже науки древности были теснейшим образом связаны с религиозными представлениями. С помощью фантазии, поэтического вымысла древние пытались объяснить явления природы, происхождение обычаев, культовых обрядов, истолковать непонятные им названия народов, местностей, городов, осмыслить события далекого прошлого.
Исключительные социальные и природные условия, в которых развивались греческий народ и греческая культура, богатая фантазия, эмоциональная восприимчивость греков вызвали к жизни такое множество ярких поэтических мифов, что наследовавшие грекам римляне почти полностью восприняли греческую мифологию, лишь заменив имена греческих богов на свои, местные.
Источники изучения древнегреческой мифологии чрезвычайно богаты. Прежде всего, это так называемые «гомеровские поэмы» - «Илиада» и «Одиссея», составленные около IX-VIII вв. до н.э. на ионическом наречии (вопрос об их авторстве остается нерешенным), и «гомеровские гимны», условно так обозначаемые (часть из них относится к той же эпохе, часть к более поздней).
Большой интерес представляют поэмы Гесиода (VIII-VI вв.) «Труды и дни» и «Теогония»; произведения лирических поэтов VII-VI вв. Алкмана, Стесихора, Ивика, Пиндара и др.; творения великих афинских трагиков V в. Эсхила, Софокла, Еврипида.
К числу источников относятся и произведения поэтов и писателей эллинистической эпохи (Аполлония Родосского, Феокрита и др.), а также писателей римской эпохи. Из последних особенно много дают авторы II в. н.э.: Плутарх, Павсаний, Лукиан.
Цель контрольной работы – рассмотреть мифологическую систему древних греков.
 

1. Основные аспекты древнегреческой мифологии
Греческая мифология представляет собой очень трудный объект для изучения. Следует указать прежде всего на ее крайнюю сложность. Далеко не все в этой мифологии относится к области религии, да и не все может быть названо мифом в собственном смысле этого слова. В то сложное и обширное целое, которое обычно именуется греческой мифологией, входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, и сказочные сюжеты, и литературные новеллы, и свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы тесно связаны друг с другом, следует рассмотреть эту широко понимаемую мифологию в целом.
В числе настоящих мифов обнаруживаются, прежде всего, тотемические мифы.
Например, Кекроп – древнеаттическое божество земли, которое изображали могучим мужчиной со змеиным хвостом вместо ног. Этим подчеркивалась его автохронность – связь с землей. Одним из ярких примеров является миф о происхождении племени мирмидонян от муравьев – миф, подкрепленный тотемической этимологией самого имени племени [3, c. 56].
К тотемической же основе восходят, очевидно, и многочисленные сюжеты о метаморфозах – превращениях людей в животных, растения или неодушевленные предметы; таковы рассказы – они дошли до нас в большинстве лишь в поэтической обработке в «Метаморфозах» Овидия – о превращении дочерей Миния в летучих мышей, тирренских разбойников в дельфинов, Гиацинта и Нарцисса в цветы, Дафны – в лавр, Аэдоны в соловья, Арахны в паука, нимфы Сиринги в свирель (сиринга) и др. [2, c.77]
Структура этих мифов очень проста и прозрачна, но идейное содержание их подчас сложно. Так, в мифе о тирренских корабельщиках, превращенных Дионисом в дельфинов в наказание за жестокость, отразилась религиозная идея – победа дионисийского культа над его врагами. Смена культов отразилась и в мифе о невольном убийстве Аполлоном своего любимца – юноши Гиацинта (последний был древним божеством Спарты). В мифе об Арахне сказалась морально-религиозная тенденция – осуждение самонадеянности человека перед богами.
Весьма характерны земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме, о Дионисе. Эти мифы – олицетворение посева и прорастания зерна, но в то же время и мифологизация обрядовой практики элевсинских и других мистерий, связанной с земледельческим культом.
Очень древним элементом мифологии следует считать также непосредственное олицетворение явлений природы. Этот элемент составляет существенную часть мифологии греков. Правда, он редко выступает отдельно, натурмифологические черты обычно вплетаются в сложные образы богов и полубогов. В образе Зевса присутствуют черты олицетворения грозы, в образе Посейдона – моря. Небо (Уран), Земля (Гея), Солнце (Гелиос), Луна (Селена) тоже мыслились мифологически как человекообразные существа, но в религии они никакой роли не играли. Это же касается мифологического олицетворения ветров в виде могущественных антропоморфных существ – Борей, Зефир, Нот и др. – подвластных богу ветров Эолу [4, c.384].
Более важное значение в религиозной жизни принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы: рек, источников, гор, деревьев; они тоже обычно представлялись антропоморфно.
Космогоническая тематика в народных верованиях греков, видимо, не занимала заметного места. Космогонический миф дошел до нас в обработке Гесиода и носит на себе явные следы искусственной и отвлеченной метафизической спекуляции. Он напоминает известные полинезийские мифы о происхождении мира, которые тоже явно сочинены жрецами. Миф построен на схеме эволюции, и мотив божественного творения здесь отсутствует. Из первобытного Хаоса родилась Земля (Гея), Мрак (Эреб), Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба (Урана) и Земли родилось старшее поколение богов – Кронос и титаны, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги. В отличие от этих отвлеченных, аллегорических и довольно тусклых мифологических представлений мифы о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей (из опасения того, что один из них свергнет его самого) и, наконец, о победе над ним сына его Зевса – более живы и красочны. Они отражают в известной мере историческую смену культов [3, c.125].
По тематике стихи Гесиода вполне можно назвать религиозными. Его интересовала старая мифология; в своей «Теогонии» он собрал сказания о происхождении богов, об их борьбе с титанами и победе Олимпа. Но религиозный дух в поэме отсутствует. Бросается в глаза, что перипетии бессмертных Гесиод рисует как нечто далекое от человека, почти его не касающееся. Боги живут сами по себе: спорят, воюют, вступают в браки, люди же мелькают в «Теогонии» как третьестепенные существа. Мало того, очевидно, что Зевс не только не помогает им, но и настроен по отношению к ним враждебно. Только Прометей (возможно, древний бог туземцев Греции) вступается за них и добывает им огонь. Поэт глухо намекает на какую-то распрю между людьми и богами. Все это доказывает, что собиратель мифов был далек от искреннего благоговения перед Олимпом.
Антропогонический мотив почти отсутствует в греческой мифологии, которая не дает ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу, создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира или человека.
Образы культурных героев в греческой мифологии занимали видное место. В качестве культурных героев выступают как боги, так и титаны и другие полубожественные существа. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, а также женских рукоделий; Деметре – культуры хлебных злаков; Дионису – виноградарства и виноделия; Гермесу – изобретение мер и весов, чисел и письма; Аполлону – обучение людей поэзии, музыке и другим искусствам. Из полубожественных мифических образов в качестве культурных героев выделяются такие, как аркадский Пеласг и сын его Ликаон, как элевсинский Триптолем, научивший людей обработке земли (самое имя его означает троекратную вспашку), как афинский Эрихтоний, изобретатель езды на колесницах и конных состязаний. Особенно же колоритной фигурой является Прометей, друг и покровитель людей. Титан Прометей дал людям разум, знания, научил их скотоводству, земледелию, кораблестроению и мореплаванию, обработке металлов, счету, письму, врачебному делу. Он принес им благодатный огонь. Своим покровительством человеку мудрый Прометей навлек на себя гнев самого Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни (его, прикованного к скале на далеком Кавказе, ежедневно терзал орел Зевса, выклевывая ему печень, за ночь выраставшую вновь); лишь много лет спустя освободил его от этой казни Геракл. Прометей – не только культурный герой, но и титан-богоборец: миф резко противопоставляет этого благородного защитника людей жестоким и завистливым богам [1, c. 111].
Из этого примера видно, что мифы о культурных героях – как и многие другие мифы – вовсе не обязательно имеют религиозный характер. Рядом с культурными героями-богами выступают и титанические образы вроде Прометея, олицетворения человеческого гения, силы, мужества, идеальных человеческих свойств, возвышающих человека, по мысли создателей мифа, даже над богами.
К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей, основателей и устроителей городов, а с другой стороны, великих художников, певцов и поэтов. К числу героев первого типа относятся: Тесей, которому приписывается синойкизм Афин, разделение народа Аттики на филы, фратрии и роды, на сословия и профессии; Ликург, известный спартанский законодатель; Кадм, основатель Фив и др. В этих образах черты каких-то исторических личностей сливаются с полубожественными, мифологическими представлениями, так что вопрос о реальном историческом зерне легенд о Тесее, Эаке, Кадме, даже Ликурге остается неясным. Но элемент религии в этих образах легендарных градооснователей и законодателей есть: они были по большей части предметами местного культа. Ясен и политический смысл этого культа и самих этих легенд: приписывая установление существующего социально-политического строя (аристократического) полубожественным персонажам, родоплеменная знать тем самым облекала ореолом святости и неприкосновенности свои собственные привилегии и власть.
Другая категория полумифических-полуисторических образов – это великие художники, изобретатели, поэты. Такими являются в мифах и преданиях хитроумный мастер и изобретатель Дедал, художник Пигмалион, певцы Орфей, Арион и Гомер.
Некоторые мифы интересны тем, что в них сохранились смутные воспоминания об исчезнувших формах социальной жизни и о древних обычаях. Таков известный миф о суде над Орестом, убившем свою мать в отмщение за кровь отца (Агамемнона), - миф, в котором Бахофен гениально угадал отражение исторической смены материнского права отцовским.
В греческой мифологии встречается и целый ряд явно заимствованных извне мифологических сюжетов и мотивов. Сюда надо отнести миф о потопе (очевидно, вавилонского происхождения, так как в бедной водой Греции он едва ли мог бы возникнуть), а также мифы, связанные с богами, пришедшими с Востока (Дионис, кабиры и др.) [2, c.166].
Не следует смешиватьс мифологией богатый и красочный эпос греков, хотя его и трудно отделить от мифологии. Сказания о походе аргонавтов, о Троянской войне, о скитаниях Одиссея, о фиванских царях (Эдипе и др.) не являются в настоящем смысле слова мифами, хотя мифологические образы и мотивы в них встречаются часто. В целом это исторические легенды, содержащие в себе реальное историческое зерно [1, c.12].
Немало в греческой мифологии и сказочных элементов, которые, пожалуй, еще труднее отделить от собственно мифов. Различные чудовища и фантастические существа – вроде циклопов, кентавров, Скиллы и Харибды, медуз и гарпий – принадлежат скорее к сказочному жанру, чем к мифологическому: это видно уже из полного отсутствия связи между этими образами и религиозным культом. Однако они вплетаются в мифологическую ткань преимущественно как противники богов и героев.
Наконец, для довершения картины сложности и пестроты греческой мифологии следует упомянуть и о мифах искусственных, литературных или философских. Сила мифологической традиции нередко заставляла писателей и философов выражать свои идеи в мифологических образах. Таков миф о происхождении половых различий и половой любви, сообщаемый Платоном в «Пире» и, вероятно, им же сочиненный. Таков миф «Геракл на распутье», видимо сочиненный Сократом либо софистом Продиком и выражающий идею борьбы между добродетелью и пороком.

2. Своеобразие греческой мифологии
Греческая мифология при всей своей сложности и разнообразии входящих в нее элементов имеет одну общую особенность – высокую художественность образов, производившую и доныне производящую столь сильное впечатление на слушателя и читателя. Художественность эта выражается прежде всего в глубоком гуманизме мифологических образов греков. Этот гуманизм, называемый обычно антропоморфизмом, с внешней стороны проявлялся в придании образам богов и героев, воплощаемым в скульптуре и живописи, чисто человеческих форм.
Мифологические персонажи греков – настоящие, почти живые человеческие образы; боги и герои Эллады – это возвеличенные, идеализированные люди, с их добродетелями и пороками. Ничто человеческое не чуждо греческим богам, и нет в них почти ни одной черты, не свойственной человеческой природе. Бессмертие – вот единственное качество, отличающее богов от людей в глазах верующего грека. Всемогуществом, всеведением они не обладают, хотя и превосходят большинство людей силой и прозорливостью [4, c.406].
Объяснить эту особенность греческой мифологии, может быть, не трудно, если вспомнить, что мифы греков дошли до нас в большинстве случаев не в их чистой народной форме, а уже в поэтической и даже философской обработке: в поэмах Гомера и Гесиода, в произведениях трагиков и некоторых лирических поэтов, не говоря уже о римских переделках в стихах Овидия и Вергилия. С другой стороны, мифологический материал преломился и сквозь прекрасное изобразительное искусство классической Эллады – великие творения Фидия, Праксителя, Полигнота и др. В форме, вероятно более близкой к народной основе, передают мифы историки и географы – Павсаний, отчасти Геродот [10, c.408].
Как бы то ни было, если греческая мифология и оказала существенное влияние на развитие античного искусства и литературы, то, с другой стороны, и искусство и литература глубоко повлияли на мифологию, облагородили, гуманизировали, возвысили мифологические образы. Красочность и жизненность этих образов – дело не религиозной фантазии, а большой художественной одаренности греческого народа.

Заключение
Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенное первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но постоянно изменяющеюся в социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады - воительницы, относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такими периодами являются древнейший хтонический, или фессалийский, олимпийский, классический или героический. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно родовой формации складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии.
Таким образом, мифы древних греков можно разделить на две категории: героические (в которых за сказочной оболочкой бывают скрыты реальные исторические события) и этиологические (объясняющие происхождение каких-либо названий или причины возникновения обычаев и обрядов). К этиологическим можно отнести также космогонические мифы, целью которых было объяснить появление человеческого общества и окружающего человека мира (мифы о происхождении звезд, вулканов, о сотворении людей Прометеем и многие другие).

Список литературы
1. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. – Л., 1990.
2. Мифы Древней Греции /Сост. Н.Яворская. - Л., 1990.
3. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М., 1989.
4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. – 576 с.

 

Собранный материал, творческие и научные работы, статьи, переводы, фото-, видео-изображения и торговые марки принадлежат их авторам и владельцам.
При копировании материалов обязательна ссылка на
http://архиват.рф
ZinchenkoE, 2012. Все права защищены.